15 Мая, Среда

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Вадим Герман. СВЯЗЬ

  • PDF

German_VadimО конкурсной подборке стихотворений Татьяны Лернер.


Как-то сходу не получается вспомнить художественное произведение (роман, рассказ, стихотворение) о счастье. Чтобы в этом романе, повести, стихотворении обычное человеческое счастье было основной темой - без конфликта, преодоления, без диалектики, перехода количества в качество и прочих неприятностей. Книг об обретении счастья - сколько угодно, о потере счастья - каждая вторая, а как бы почитать то, что скрывается за фразой: «И были они счастливы и жили долго…». Бонусом - умерли в один день. Кто вспомнит, подскажите - есть ли такое? Бывает ли такое…

Вот и

«От Осипенко Елены
счастье ушло постепенно...»

Стихотворение, по моему глубокому убеждению, обделенное должным вниманием на "2-м Чемпионате Балтии". Впрочем, это не помешало мне включить эту подборку - полностью - в мой личный «Золотой фонд». Давайте поговорим, что такого особенного (для меня, разумеется) содержится в этих трех стихотворениях.

Татьяна ЛЕРНЕР. "Связь"

lerner

Среди моих литературных предпочтений  большую часть занимают тексты, авторы которых, обладая (слово-то какое!) поэтическим мастерством, не стесняются продемонстрировать и некую поэтическую дерзость. Вот ведь как: косноязычие воспринимаю достаточно спокойно, нехватку слуха - тоже, а вот «гладкопись вульгарис» для меня (как бы это выразиться помягче…) - вторая строка снизу (ага, над пафосом) в списке "смертных грехов поэта".

В Тали эта дерзость присутствует.

При этом дерзость не трибунная, революционная, а, как бы - для внутреннего пользования. Для связки: «автор-читатель».

Вот, как вы разговариваете с близким другом? Стараетесь, чтобы все слова были правильны, литературны или  - на суржике, обоюдопонятном и принятом в вашем кругу? Шпрехаете на дойче? Я вот понимаю, о чем и, главное, зачем ТАК говорит Тали.

При этом, техническое мастерство автором не выпячивается, оно просто присутствует, им Тали играет. Посмотрите, рифма «вОТ ОНО  - обмОТОНО» - не самая банальная рифма, согласитесь. Если застежкой счастья - браслетом - она «посмыкает»,  «как передёрнет затвор», то в последней строфе - спрятанный в сейф винчестер... Да и само слово «смыкает» - это не только «тормошит, подергивает», это еще одесский мягкий говор. «У этого бизнеса были другие риски». Вот так. Однако, Одесса сегодня поставляет на экспорт не только (и не сколько) музыкантов и врачей, сколько программистов, для которых память - «RAM», и еще та, которая хранится на жестком диске где-то в сейфе… Каждый образ, каждая строчка - не случайны, хотя близки, понятны, разговорны.

И звезды - на фасаде неба. Почему? - увидеть небо в алмазах - спуститесь на четыре-пять строчек… И смета-счет-оплата  - прямая ссылка - «любовь не купишь». Перечитайте ещё раз, вы найдете много намеков, о которых я здесь еще молчу, почувствуйте радость разгадки, счастье от этой связи с автором.  Может быть, бозон, который ищут ученые, который - один из кирпичиков мирозданья («…краеугольным литым кирпичом…»), без которого нет ничего - это и есть счастье, без которого все вроде бы есть, но ничего нет.

Счастье

От Осипенко Елены
счастье ушло постепенно.

А казалось, что вот оно,
трижды обмотано
на левом запястье
браслетиком. Счастье.

Бывало, Лена посмыкает для проверки,
как передёрнет затвор,
не убежало ли к Паниной Верке
(эта рыжая стерва – потенциальный вор).
Оно шевельнётся в ответ,
лизнёт, отзовётся мяу.
И Лене спокойно, и небушко в цвет
нейблау,

на синем фасаде – звёзды как фотопечать.
Эх, вовремя бы заметить,
что счастье уже перестало мурчать,
и озорничать,
а в процессе откуда берутся дети –
оно перестало кончать.

Такое вот несоответствие в смете.

Nil admirari, но Панина Верка совсем ни при чём.
У этого бизнеса были другие риски.
То, что Лене казалось краеугольным литым кирпичом,
оказалось подобьем ириски:

если долго жевать или просто держать за щекой,
ириска твёрдая становится мягкой.
А после – совсем никакой.
И, сколько ни чавкай,

сколь не выкладывай праздничных фоток ВКонтакт,
сколько не улыбайся на публику, –
слаще не будет. А будет от бублика
дырка, туман, анакруза, затакт, затакт, затакт…

Вот что произошло с Осипенко Еленой.
С тех пор минул год, или, может быть, полтора.
Винчестер в сейфе, забытый усталый пленный.
Браслет перетёрся. И ночью что снится? RAM.
А счастье, уже не её, летит во вселенной
свободным бозоном к другим мирам.

 

« …У кольца нет начала и конца…». Вот оно, счастье, браслетиком, на левой руке, вместо часов, которых не наблюдают счастливые, кольцо, на котором написано, что «все проходит»…

Вы почувствовали близость с автором, вы поняли?

Тогда перейдем к следующему стихотворению. 

«Связь»

Ключевое слово подборки, значимое - в нашем разговоре. Вроде бы - тема возвращения, прощения, отсроченного счастья - не новая тема. Но. Так, как сказано в этом стихотворении,  можно сказать только тому,  с кем у тебя есть общее, есть связь. Близкому. Еще  пока непрощенному. Человеку, которого еще предстоит понять и простить. Этот заряд тихой нежности, близости, доверия, который Тали дает эти стихотворением, надо еще заслужить…

Связь

Возвращайся. Под вечер
постучи в нашу дверь.
С чемоданом увечий
(кто в них верит теперь?),
со слезами обиды
(где река их течёт?),
тихим, пьяным, разбитым,
непрощённым ещё.
Я открою. Нет связи
никакой-никакой
между городом Грязи
и небритой щекой,
по которой – ударить?
Целовать? Узнавать!
В этой паре – три твари.
Сдвинуть кресло-кровать
ближе к детской кроватке:
стереги не дыша
тёплый розовый сладкий
росный сон малыша.
Чувствуй нежность, волнами.
Не шуми. Здесь нельзя
ни трясти орденами,
ни бряцать временами,
что прожиты не с нами.
А в Грязях.


Третье стихотворение подборки, кажется, удостоилось большего внимания от читателей на первом этапе конкурса... 

«Мёртвое море».

«На стихи он поймал тебя, милая, на стихи…»

На крючок, как рыбку. В Мертвом Море? Кто ты, ловец человеков, способный выловить - в мертвой воде? «Перебор с чудесами-то, перебор…» Давайте присмотримся, что в этом стихотворении, в глубине его...

Вода, как известно, архетип плодородия, жизни, начала, но в то же время это – и тайное, и женское, и живое… И вот – «Мертвое море»… Спящая женственность? Подруга – рациональное внутренне "я" героини, альтер эго. Сдоба, кофе, магнолии, горы – все это – эмоциональный фон нового, необычного, притягательного. Солнце  - свет, дух,  дар жизни. Активное начало, помогающее дать жизнь пассивному – воде. Рождается любовь?  Соль. Смысл, тайна, цель и в то же время - Бог солнечного диска Соль был божеством римского пантеона.

Сдом (содом) – грех, за который придет расплата. Интересно…

А теперь возьмем другой параметр – конфликт, противопоставление.

Есть подруга героини – и ЛГ, которая подруге возражает. Причем, подруга говорит – обратите внимание! «солидно кивая в такт». Двойное, усиленное утверждение, подкрепленное важностью высказавшего. «Перебор» - все же, первичный смысл – «перебор очков в игре», т.е. опять подчеркивается, что отношения ЛГ – игра, и слишком много – это тоже плохо. Солнце идет в зенит – «горячечно». Двойное, усиленное свойство – жар. Двойное ли? А  – горячительное в морозилке? Охладит ли оно жар чувств?

Улыбнулись? Посмотрим последние две строки.

«И крамольно звенело во мне (и сейчас звенит):
на любовь он поймал меня, господи, на любовь!»

Крамольно –  мятежно, греховно, однако – «господи!». И – звенело во мне и сейчас звенит…» Уж не колокольный ли звон? Два слова, обозначения греха – и, в противовес, два слова, отсылающие к духовному, божественному, святому?...

Не думаю, что Татьяна, задумывая стихотворение, делала набросок: «так, беру три архетипа, добавляю  два конфликта, закольцовываю усиленным повтором, который на первый взгляд кажется противопоставлением...».  Быть может, кто-нибудь из символистов Серебряного века был способен на такое, может статься, кто-то из мастеров психоделики нашего века так выссчитывает свои стихи...

Однако, я подозреваю, что даже вложеное авторами осознанно, первоначально приходит на экзистенциальном уровне, а уже потом - с оправданием и с объяснением - приходит осознание. И внутренний трепет, восторг: «Неужели это сделал я?!»

В любом случае, дело автора – хорошо написать, дело критика – хорошо объяснить, почему оно - хорошо, и как это "хорошо" оказывает воздействие на читателя. Что невозможно без связки: «автор - читатель». Без  тандема, связь в котором – любовь и понимание. Как основа - настоящего счастья.

«И жили они долго…»


Ваш – Герман






















.