10 Мая, Пятница

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Станислав Струцинский. О конкурсных подборках Чемпионата Балтии - 2018. Письмо седьмое

  • PDF

STRUCINSKIJПодборки с 86 по 100.



cicera_IMHO

На выходных обсуждал со своей безусловно прекрасной дамой проблемы современной конкурсной и неконкурсной поэзии.

Пришли к выводу, что главная проблема — это даже не глухота людей к языку и слову, а эдакая избирательная эмоциональная глухота.

Современный поэт, как правило, глух ко всем и всему, кроме себя.

«Посмотрите, как я умею писать про войну! А вот ещё про любовь! А вот про религию! И про смерть, про смерть как вообще зашибенно умею! И про остросоциальные проблемы! Я молодец? Молодец же? Похвалите меня, ну же! Я же так старался!» — вот что говорит нам среднестатистический современный поэт каждым своим жалостливым стишком.

А мы с грустью понимаем, что нас опять обманули, показав не трагедию, а очередной выхлоп чужого чрезвычайно богатого внутреннего мира.

Впрочем, поэты со мной не согласятся и, чего доброго, опять обидятся.

А я буду продолжать их читать — и отмечать всё то же.

cicera_IMHO


86. Анастасия Шишкина, «Погибшие слова»

Кажется, этот автор пытается перейти от стадии «пишет просто и плохо» к стадии «пишет сложно и плохо». Результат получается предсказуемый: в этих стихах ужасно всё.

«Мягкое небо»

«Под листвой похоронен мой крик» — моя прекрасная дама сначала прочитала «под листвой похоронен мой критик» и, кажется, обрадовалась. Потом прочитала правильно и явно огорчилась.

«Погибшие слова»

«И я - в крови погибших, громко пахнущих речей.
Лохмотья слов свисают из разодранных ноздрей» — лиргероиня говорит носом?

«Весна пришла»

«А снег, как пенка на лице прокисшем.
Слова на паутине мимики повисли.
Ко мне паук забрался в глаз оживший
И сплел картину из минут лучистых» — в этом месте сокровище моё стало вдохновенно декламировать Иртеньева. Ну, все вы знаете этот стишок:

Уронил я в унитаз

Как-то тут намедни

Свой любимый карий глаз.

Правый. Предпоследний.

Но Иртеньев-то сознательно писал юмористические стихи! А ещё он, в отличие от наших поэтов, владеет формой и не относится к себе слишком всерьёз. А тут...

Резюме: абсолютно плохие стихи. Практически эталон.

 

87. Ирина Рыпка, «Катманду»

Между поэзией и непоэзией есть такой промежуточный, гм, жанр. Недопоэзия, скажем. Авторы, пишущие в нём, худо-бедно освоили форму, но вместо содержания в эту форму наливают эдакий почти бессмысленный, но зато очень концентрированный малиновый сиропчик, от которого при чтении у критика глаза слипаются. Что ж, вот он, образчик жанра!

«Катманду»

«Иногда хочется сочинить какую-нибудь ерунду» — не надо, пожалуйста. 90 процентов сочинений на этом портале — ерунда. Не усугубляйте ситуацию... впрочем, поздно об этом просить.

«Обними-Оби» — не очень рифма.

«Не отвечаешь никому на сообщения и звонки» — а потом удивляешься, почему все тебя забыли!

«О сокровенном мечтаю негромко вслух -
как бы я от тебя в эту ночь ангела понесла» — хорошо, что обошлось без подробностей. Но зачем вслух-то? Некоторые мечты лучше держать при себе. Или я должен благодарить героиню за то, что она мечтала хотя бы негромко?..

«Экзистенциальное зимнее»

«я не пишу стихов десятый год
или десятый день десятый век» — и, конечно, для поэта никакой разницы?

«прикажет звонко девочка апорт
он полетит за палкой как лакей» — лакеи таки летали за палками? Серьёзно?

«дыхание – серебряный Байкал» — так вот кто в тамошних экологических проблемах виноват!

«счастливые стихов не наблюдают...»

Если бы я этих стихов не наблюдал, я был бы гораздо счастливее, что уж говорить!

«а тянут губы к пламенным губам» — из какого замшелого века сбежала эта строка?

«их муза молчаливая глупа
мечтает о пришествии джедая» — но зачем?
«вынашивает белый день строкой» — но как?

Сокровище моё тут же сочинило пародию:

Счастливые стихов не различают:

Сомнительная рифма их на раз

Самим существованьем восхищает

До розовых соплей и слёз из глаз.

Резюме: по-моему, пародия моей безусловно прекрасной дамы лучше оригинала.

 

88. Григорий Беркман, «Очиститься»

После одной откровенно плохой и одной откровенно неумелой подборки эта кажется даже симпатичной. Ну... местами. Некоторыми.

Увы, здесь автор переюморил, переиронизировал и перемудрил одновременно.

«Одно время года»

Всё бы ничего, я понимаю. Весна, все дела. Аллюзия на старый пень в воскресный день, опять же (надеюсь, сознательная). Но как-то хочется предложить автору немного брома, извините.

«Чужой в полях, расслабиться нельзя;
вон пахарь пашет, дышлом мне грозя» — стесняюсь даже предположить, что автор имеет в виду под «дышлом».

«Но я природным чувствиям воздам -
разбрызгаю любовь свою лугам» — и под «любовью» тоже.

«O предрассудке»

А тут мы видим в полный рост то, о чём я говорил в предисловии к обзору. «Ух-х, как мощны мои лапищи круты мои рифмы!» — говорит нам автор, весь сияя и сверкая. Увы, за рифмами теряется, собственно, смысл. А ведь идею «я уверен - Бог един, женский род» наверняка можно было развить по-другому...

«Очиститься»

До чего приятен первый катрен — и до чего необязательно всё остальное! Ну... рифмы снова хороши, согласен.

Резюме: если бы к той строке и к тому катрену присочинить что-то другое... То это был бы уже совсем другой автор, увы.

 

89. Феликс Зигельбаум, «Ослабь»

Всё-таки милый арт-наив даже чем-то трогает. Ну, если сравнить с подборкой 86. Там видно, что автор тужился-тужился, выдавливая из своего мозга оригинальные словеса, а здесь — что автор выплёскивал из своего мозга позитивчик.

Это, конечно, не делает милый арт-наив поэзией.

Впрочем, во втором стихотворении есть что-то большее, чем откровенная графомания, которую мы видим в первом, и набор клише, который мы видим в третьем.

«Ещё добиблейские их голоса
купирует зло, обретённое всуе»
— совершенно не понятно и никуда не годится.

«бешенный процесс» — во-первых, «бешеный» с одной «н», во-вторых, «процесс» — слишком канцелярское слово для стихов.

Резюме: если автор забудет про первое и третье стихотворения и начнёт писать что-то схожее со вторым, то, может, и станет поэтом. А может, и нет. Не гарантирую.

 

90. Геннадий Акимов, «В стране слепых»

Идеально-трендовая подборка, что тут ещё скажешь? В первом стихотворении — «деревня одноногих собачек», во втором — отсылка к британскому классику, в третьем — прикольное объединение всего, что в голову пришло... Поэт, безусловно, молодец и умеет писать про бедных и несчастных людей и новое прочтение старой литературы... но почему я ему не верю? (Мне скажут: потому что ты дурак, Струцинский. Ну, что ж, пусть так.)

«Плетет рыдающую вязь
архангел сумрачной трубою» — очень неудачная метафора. Слишком в ней много всего. И вязь рыдающая, и плетёт её архангел, да ещё и трубой, да сумрачной...

Резюме: свои призовые баллы завоюет, а это всяко важнее, чем критика занудного сноба, не так ли?


91. Ирина Сюткина, «Дыши!»

Автор пытается вылезти из арт-наива изо всех своих сил. Получается с трудом. Буду честен до конца: скорее не получается, нежели получается.

«Гостья»

Про рифму «вечность-беспечность» уже сказали до меня, но повториться не грех. Словно «вечность» я тоже очень не люблю, чтобы вы понимали. Какая там вечность, если мы живёт от силы семьдесят лет?.. Рифмы «можно-сложно», «встречи-свечу», «вспомнит-комнат», «кофе-профиль», «птицей-синица» и «слова-снова» тоже ну очень избиты. А сравнение «глаза, как свечи» — тем более.

Кстати о профиле. Ну почему он у лиргероя непременно греческий? Почему бы ему нос картошкой не придумать? Стихи писать можно только о красавчиках? Что за, извините, лукизм?

«Дыши»

Было бы неплохо, если бы не этот «Ангел» с большой буквы. Он как-то сразу всё испортил. Лучше бы доктор, можно даже с маленькой буквы (пользуясь случаем, передаю привет второму нещадно ругаемому критику. Если вы ещё не оставили мысли объединиться для какого-нибудь из следующих конкурсов, то я могу, да. Я даже прощу вам всю вашу отрицательную обратную связь в мой адрес, пожалуй).

«Скрипачка»

Классическая «одноногая собачка»! Па-а-альчики. Измятая пана-а-амка. Глазё-о-онки! Хлюп-хлюп (утирает слезу сострадания).

Извините, но мне вспомнилась «Маленькая флейтистка» Бантиков-в-слезах.

«Переходов-пешеходов» и «переходах-быстроходен» — это что-то вроде известной тавтологической рифмы «революция-контрреволюция».

Резюме: если автору важнее, чтобы над его стихами рыдали крокодиловыми слезами, он может продолжать в том же духе. А если нет, то пусть не пишет так больше никогда, пожалуйста.


92. Рита Казакова, «Расстояния»

Спокойную и сдержанную любовную лирику я редко вижу. И всегда радуюсь, когда вижу-таки. Мне нравятся грустные стихи без истерик.

Чего бы мне хотелось от этого автора? Пожалуй, большей глубины. Пока такое впечатление, что автор очень осторожно касается эмоций. Как та вежливая японская кошка трогает лапками вишенку.

Что не нравится? Выражения вроде «искусство не делать драмы», «сценарий встречи» и «классика жанра». Придают стихам ненужную опереточность.

Ещё — «ватная масса туч». Штамп как он есть.

Резюме: талантливо, но автор способен на большее.

 

93. Игорь Филатов, «Неуловимое»

Всем, кто упрекает дам в любви к слащавости и красивостям, нужно почитать конкурсных авторов-мужчин. Вот уж кто порой трепетен и выспренен не в меру! Вот и у этого автора какие-то жутко засахаренные стихи... Ну, хоть не совсем из прошлых веков — вон, и ютуб, и телефон (а почему марку не назвали тогда уж?)... Тем не менее, читать это невозможно: слишком приторно.

«Ноктюрн»

Комбо! В роли штатной «одноногой собачки» одновременно рояль и старичок-настройщик!

Ну, зато рифмы временами симпатичные. Должен же я хоть чем-то утешаться!

«Июль»

Упрекал я тут одного автора за то, что у него в стихах не мёд, а патока... Не то чтобы несправедливо упрекал, но та патока по сравнению с этой ещё съедобна была!

«чёрные, скользкие сгустки сомнений — это ведь тоже ты...» — тут у меня возникают всякие неприятные физиологические ассоциации. Если в тазик варенья добавить ложку, гм... ладно, ладно, автор и без меня постарался.

«Неуловимое»

А здесь уже химически чистая сахароза. Хотя автор, конечно, думает, что брульянты и хрусталь. И зря.

Резюме: после этой подборки читатели месяц не смогут смотреть на тортики.

 

94. Кристина Лацаре, «Цвет и антицвет»

Чем-то мне этот автор симпатичен, несмотря на явную неровность стихов и порой избыточную тягу к экспериментам. Пока не понятно, вырастет ли из этого что-то большее, но интересно наблюдать, как автора, простите мой сленг, прёт и штырит. Хорошо, когда у человека есть фантазия.

Тем не менее, от этого автора я хотел бы большей цельности. Чтобы образы не трескались и не распадались (как, кстати, у того же Егора Мирного), а, напротив, соединялись во что-то единое. Во втором стихотворении это почти удалось, в первом — ещё нет, а за третье я, извините, влеплю-таки дизлайк!

«лимонад в небе разбрызган барабашкой» — внеметрическое ударение не красит эту строку.

Резюме: за фантазию хвалю. За остальное пока не буду.

 

95. Вероника Батхан, «Ревность на верность»

Что тут говорить... Ещё один автор, любующийся собой-прекрасным-многомудрым. Прочитаешь стихи, отметишь, что сделано неплохо, — и забудешь. «Да, автор, — хочется сказать мне, — вы знаете много красивых и изысканных слов и много понимаете в аллитерациях, но что читателю-то с того?..»

А ничего. Прочитал, поулыбался, закрыл.

Забыл. Ну, почти.

«Стекла витрины сыплются по ладам» — это про что?

«И лед давно уже не айс» — неуместное какое-то остроумие.

Резюме: старательно, эклектично, небезынтересно. И только.

 

96. Елена Качаровская, «Кстати о бабочках, шмелях и тракторе»

Всё-таки неплохие авторы, в которых искренности куда больше, чем трендовости, запоминаются сразу. А ещё их существование как-то воодушевляет. Сразу перестаю думать, что я здесь только для того, чтобы перелопатить тонны и тонны поэтического шлака чужой словесной руды.

«Про котят»

Вместо «одноногих собачек» — фантомные котятки. Слишком жалостливо.

«Кое-что о коммуналке»

Понравилось, но! Но!

«Предохраняло всякое выпасть в анабиоз» — ой, как криво!

«Зоя мечтала, что выйдет в свет, а опер о новом званье» — тире после «опера».

«соседский себе сосед» — понимаю, что тавтология нарочита, но выглядит всё равно излишней.

«Прости их, Господи грешных!» — потеряли запятую после «Господи».

«И ежели, боже, тебе не жалко» — хм, если уж «Господи» с большой буквы, то «Боже» тоже надо!

«Кстати о бабочках, шмелях и тракторе»

«Разбитый трактор плачет в поле,
Закрыв ромашками лицо» — так, несчастный рояль у нас уже был, а теперь несчастный трактор?..

Но в целом-то вполне мило!

Резюме: без жалостности было бы лучше. Но и так, по большому счёту, неплохо.

 

97. Александра Малыгина, «Тебе назло»

О, ещё один автор-попаданец! Этот — из начала прошлого века, пожалуй. Когда у нас там была популярна Ахматова с ранними стишками?

Типичная же, как тогда выражались, «подахматовка»!

«Рассудок призываю на подмогу...»

«И улыбаюсь (как дитя, ей богу!)» — дефис в «ей-богу» потеряли.

«А бабочки садятся мне на плечи
И говорят» — если бы я услышал речи бабочек, то я бы испугался и побежал к психиатру!

«Я для тебя танцую, кукловод...»

По-прежнему наивно и жутко старомодно, однако выглядит несколько поживее предыдущего. Всё благодаря строке «Дурёхи, пляшущей в твоих больших руках».

Автору стоило бы научиться не бояться выглядеть некрасивым в стихах.

«Традиции живут из года в год...»

Кажется, за меня всё написал Виктор Буренин по поводу куда более талантливого стихотворения всё той же Ахматовой:

Мне ног не надо — ноги к черту!
Пусть превратятся в рачий хвост:
Предавшись раковому спорту,
Нырну под Полицейский мост.

Резюме: арт-наив как он есть.


98. Елена Таганова, «Двери»

Спокойная, выверенная, интровертная лирика. Грустно думать, что автор, возможно, вложил в лирических героев себя, — мне эгоистично не хочется, чтобы талантливые поэты болели и чувствовали себя плохо. Даже если они, будучи здоровыми, напишут меньше стихов!

«Все темнее свет, все тяжелее воздух...»

Хотелось бы какой-то более яркой первой строки. Менее клишированной, если угодно.

«Не моя москва»

А тут хотелось бы, чтобы герои — ну да — не пили. Я уверен, что тлен и безысходность можно описать без алкоголя. Выпивка — это слишком дешёвый ход.

«Напоследок»

«Подстрочник-сорок» — чересчур неточная рифма.

Резюме: да чёрт с ними, с неровностями, хорошие стихи.

 

99. Андрей Тихомиров, «Без названия»

Видя такие названия подборок, сразу начинаю подозревать авторов в том, что они пишут плохо.

Нужны, нужны подборкам нормальные названия. Опционально — интересные, но ладно, это уже высший пилотаж, не буду слишком сильно придираться.

Здесь мы видим автора, который одной ногой ещё увяз в арт-наиве, но, возможно, скоро выберется из него. Или не скоро. Но попытки видны.

«Провинция»

«И отразится в облаке лицо
Того, с кем был и с кем так жаждал встречи» — я против этой клишированной красивости, она портит стихотворение. Как и рифма «кольцо-лицо».

«Новым защитникам Сталина»

Нравится идея. Нравятся две последних строки.

Не нравится какая-то чрезмерная старомодность формы. Из-за неё стихи звучат неубедительно. Большей хлёсткости хочется. Меньшей флегматичности интонаций.

«Лей наши жизни в лету, не щадя» — «в Лету».

«Поздняя осень»

Стихотворение, в котором больше всего огрехов.

«Из глаз моих алмазы извлекли» — лиргерою прооперировали катаракту? Об этом можно было и менее пафосно сказать.

«Вот чье-то детство полное любви» — запятая перед «полное»!

«Как будто сердце бритвой полоснули» — в комментариях уже сказали: «по сердцу полоснули».

Резюме: пока ещё даже не неплохо, но надежда на этого автора у меня, пожалуй, есть.

 

100. Валерий Котеленец, «Между горним и земным»

Искренних авторов-мужчин на конкурсе почему-то меньше, чем женщин. Боятся показаться недостаточно брутальными? Или, напротив, недостаточно трепетными?

А зря. Этот автор не боится — и правильно делает. Его стихи запоминаются.

«В деревенском пруду мы собирали беззубок...»

Драматически осознал: хорошие верлибры я всё-таки люблю.

Здесь даже беззубки не кажутся «одноногими собачками». Я верю, что повзрослевшему лиргерою стыдно за умученных моллюсков. Здесь фокус именно на его поступке, а не на жалости к бедным живым тварюшкам. И это правильно.

«Заросла душа быльём...»

Пожалуй, это стихотворение мне кажется самым слабым из трёх. И даже не из-за столь нелюбимой мною духовности. Как-то мне... третий глаз из одной религии, божий дух — из другой... Непоследовательно.

«Не кляни, от жизни злой» — не надо обособлять «от жизни злой».

«Когда на землю упадёт...»

А вот это, пожалуй, — стихотворение из серии «просто и хорошо». Правда, стихи про беззубок мне всё равно понравились больше.

Резюме: люблю, когда хорошие авторы закрывают «пятнашки»!

*

Что ж, вот я и добрался до заветного числа «100»... И этот обзор даже не очень меня удручил. Сегодня моей безусловно прекрасной даме не придётся меня утешать!

Впереди ещё каких две сотни подборок. Это немного пугает. Всё-таки хорошо написанных и вместе с тем искренних стихов слишком мало — и порой просто опускаются руки.

Всегда ваш, почти без надежды на лучшее,

С.С.


 cicera_IMHO

 

.